За Веру Христову свою жизнь положившие.

cr-ZiGLmyTA

О. Никита Громогласов (1)Громогласов Никита Иванович

Родился в 1897 года в семье диакона Рождество-Богородицкой церкви города Лебедяни отца Иоанна Андреевича и его законной жены Антонины Никитичны Громогласовых и стал вторым ребенком в семье. 28 января в этом же храме состоялась таинство крещения над младенцем Никитой, которое совершили приходской священник Димитрий (Бадианов) со псаломщиком Петром (Остроумовым). До 1898 года семья проживала в городе Лебедянь. После рукоположения отца Иоанна во священники его назначили настоятелем строящегося каменного храма села Головщино. К 1911 году строительство практически было завершено. Красота и убранство храма приводили в восторг прихожан и паломников.
В Головщино у о.Иоанна и матушки Антонины родились 3 сыновей и 3 дочери. Детство отца Никиты прошло в селе Головщино. В 16 лет он поступил в Тамбовскую духовную семинарию, в 1917 году закончил ТДС и поступил в МДА. В это время в стране начинается антирелигиозная борьба, борьба против царя и веры. Время было тяжёлое, и в архиве города Москва сохранилось прошение тогда, в сентябре 1918 года, студента 2 го курса МДА на имя ректора об отпуске на родину за провизией, так как продукты, привезённые с собой, уже закончились. Отпуск был выделен до конца сентября
После окончания учёбы отец Никита стал работать учителем в приходской школе, далее он женился на Евгении Александровне Голубевой из семьи священника, а в 1922 году после смерти отца Иоанна его рукоположили во иереи и назначили настоятелем Иоанно-Богословского храма села Головщино. В 1924 году в семье рождается первенец сын Анатолий, а через 4 года дочь Галина. Во время нелегкого своего служения, отец Никита продолжал благоукрашать храм и помогать нуждающимся: перед каждым праздником он с диаконом на лошади объезжали село и собирали пожертвования в виде различной еды, а потом оставляли телегу возле дома нуждающегося, а сами уезжали.
5 сентября 1930 года отца Никиту первый раз арестовали по ложному донесению по статье.59-02 ук, за контрреволюционную деятельность и 21 октября отправили отбывать срок 3 года на Соловки, в Соловецкий Лагерь Особого Назначения, где отбывали сроки заключения тысячи мирян и представители духовенства.
В 1933 году отец Никита вернулся из заключения и продолжил своё служение.
К тому времени в стране разворачивалась нешуточная борьба с религией, отец Никита как мог поддерживал людей в духовном состоянии. Хотя богослужения в храме были под запретом, он всё же продолжал служения на дому вместе со священниками Леонидом Никольским, Павлом и Николаем Архангельскими.
В середине 1936 года Советская власть попыталась закрыть храм и переделать его в школу и клуб, но о. Никита яростно выступал в защиту храма, собирал подписи верующих, так как в конституции СССР говорилось о свободе религиозного исповедания.
6 августа 1937 года в местной газете вышла статья «Головщинские церковные лазутчики». В статье доносилось, что “в с.Головщино поп Громогласов Н.И… со своими
братьями Владимиром и Виктором организовали вокруг себя кучку заядлых антисоветских элементов… Старостой группы выделен Овчинников Ф.Т. – бывший жандарм, монах Бирюков И.Т. – главный консультант попа по “идейным” вопросам…Эта контрреволюционная шайка попа Громогласова развернула деятельную антисоветскую агитацию и религиозную пропаганду… от безобидных, на первый взгляд ,молений в церкви громогласовцы перешли к разжиганию среди отсталой части села враждебных настроений” и т.д. и т.п. Статья заканчивалась призывом к компетентным органам: “Лазутчиков к ответу!” Упомянутые в заметке священники
Архангельский Н., Никольский и некто Лизнева уже были арестованы. Бирюков И.Т., как говорилось в следственном деле, уже был арестован и осужден. Осталась очередь за “головищенскими” лицами.
Через неделю после выхода статьи, 11 августа, отец Никита и члены приходской двадцатки Иван Тарасович Овчинников, Иван Тарасович Бирюков , Мария Петровна Двуреченская, Анастасия Петровна Двуреченская были арестованы. Их поместили под стражу в Мичуринскую тюрьму. Ранее уже были арестованы настоятель Храма села Плеханово Леонид Никольский и настоятель Храма села Таволжанка Николай Васильевич Архангельский.
Под стражей заключенные не раз подвергались жесткому допросу. В то время ,когда село осталось без попечения своего настоятеля и духовных лиц , большевики разоряли храм. Сельчане пытались воспрепятствовать этому, за что следовало наказание. Их держали под стражей в помещении колокольни. Одного православного за противостояние сбрасыванию колоколов скинули с колокольни. А в это время члены церковной двадцатки вместе с настоятелем ожидали суда и вынесения приговора. О.Никита на следствии заявил:
“По своим религиозным убеждениям я проявляю враждебные взгляды мои на
политику советской власти, но не в активной форме. Мои взгляды вызываются тем,
что законами советской власти преследуется религия, не дается свободно и
беспрепятственно исполнять религиозные обряды нам и религиозной массе”.
Однако о.Никита категорически опроверг обвинение его в
антигосударственной деятельности и виновным себя не признал. 11 сентября решением тройки УНКВД отец Никита был приговорён к расстрелу. 16 сентября 1937г. в 22 часа 30 минут приговор в отношении Никиты Ивановича Громогласова был приведён в исполнение, а в 22 часа 35 минут был расстрелян староста храма Филипп Тарасович Овчинников .
После расстрела отца Никиты Храм окончательно разорили , колокола сбросили , иконы переделали на парты в школу , иконостас разломали и вынесли на пожарку.
Во время богоборческой власти храм стали использовать под зернохранилище и склад. Храм физически разрушался , а вместе с храмом разрушались наши души.
Но по Божией воле правда восторжествовала и 20 апреля 1989 года Липецкой областной прокуратурой Иерей Никита, монахиня Мария ,псаломщик Василий, председатель приходского совета Филипп Тарасович Овчинников были реабилитированы по статье 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х годов и начала 50-х годов».

Успенский Василий Андреевич, 1879 г.р., уроженец и житель с. Головщино Грязинского района, псаломщик. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 25.12.1937 года по ст. 58-10 приговорён к расстрелу. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 18.04.1989 года.

Двуреченская Мария Петровна, 1887 г.р., уроженка и жительница с. Головщино Грязинского района, монахиня. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 11.09.1937 года по ст. 58-10 приговорена к 10 годам лишения свободы. Реабилитирована определением Липецкой областной прокуратуры от 24.04.1989 года.

Овчинников Филипп Тарасович,1875 г.р. уроженец и житель с. Головщино Грязинского района, председатель церковно-приходского совета, из крестьян
Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 11.09.1937 года по ст. 58-10 приговорен к растрелу. Обвинение «антисоветская агитация, систематически с группой церковников распространял среди колхозников контрреволюционную агитацию, призывал к выходу из колхозов»Статья ст.58-10 УК РСФСР. Приговор: высшая мера наказания — расстрел
Групповое дело «Дело священника Никиты Громогласова и др., Воронежская о., 1937г.»
Во время следствия содержался в Мичуринской тюрьме.
Воронежская о., Грязинский р. (ныне Липецкая о.), с.Головщино
Расстрелян 16 сентября 1937г. в 22 часа 35 минут
Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 24.04.1989 года.

(Ред. Полухин М.В.)

Просмотры(625)

4 ответа на “За Веру Христову свою жизнь положившие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *